Описание:
Психология и педагогика являются важнейшими направлениями человеческой деятельности, позволяющими социально адаптировать представителей подрастающего поколения, обеспечить их психологическое развитие, а также корректировать деструктивное поведение в случае проявления его признаков. Несмотря на многие объединяющие их элементы, предмет, объект и методы данных наук различны. Если психология изучает функционирование психики как особой формы жизнедеятельности, то областью исследования педагогики являются обучение и воспитание человека. Комплексное применение этих наук на практике позволяет обеспечить воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам.
Решение данных задач возлагается на педагога-психолога. Ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся, в соответствии с образовательными стандартами он разрабатывает воспитательные, коррекционные и социализирующие программы, проводит мониторинг индивидуальных особенностей обучающихся, осуществляет психологическую экспертизу, консультирует, даёт рекомендации и способствует повышению компетенций всех учащихся и работников организации. В специализированных образовательных учреждениях они также участвуют в коррекции недостатков психического развития, нарушений социализации и адаптации.
Основные места работы педагога-психолога – дошкольные и школьные образовательные организации. Здесь он обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, осуществляет профилактику и психологическую коррекцию негативных социальных проявлений индивидуумов. Также педагоги-психологи востребованы в социальных службах и правоохранительных органах, если у них имеется соответствующая подготовка. Согласно профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н, и квалификационным характеристикам, ему необходимо иметь высшее образование в области педагогики или психологии. При наличии другой специальности требуется профессиональная переподготовка.
Цель
Формирование смежной профессиональной компетенции по стандартам педагогики и психологии.
Задачи
- Изучить основы педагогики и психологии, ключевые методики деятельности;
- Изучить особенности социально-психологической помощи для детей разных возрастных категорий;
- Освоить особенности работы в рамках образовательного учреждения с учетом его направленности.
Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов
Профессиональная переподготовка для педагогов-психологов соответствует квалификационным требованиям и учитывает содержание образовательных стандартов высшего образования по психолого-педагогическому образованию.
Содержание курса включает изучение основ общей педагогики и психологии, психолого-педагогических основ образования в условиях реализации ФГОС, психологических основ учебной деятельности, регламентирующих деятельность нормативно-правовых актов, получение навыков планирования и организации образовательной деятельности, проведения психодиагностики и психолого-педагогической коррекции, разбор типовых ошибок и решение возникающих проблем.
Социальная психология и педагогика
Социальная психология и педагогика – это направление, которое изучает поведение, деятельность, воспитание и формирование личности в разрезе социальной среды. Основными задачами являются увеличение степени самостоятельности личности, формирование у неё навыков и умения самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы. Необходимость их выделения в отдельный вид практической деятельности обусловлена рядом отрицательных тенденций общественного развития, такими как рост алкогольной, табачной и наркотической зависимостей, увеличение количества социально неблагополучных семей и детей с проблемным поведением и другими. Непосредственное столкновение с такими проблемами существенно ограничивает возможности нормального развития личности и её существования в обществе вне зависимости от возраста.
На практике социальный педагог-психолог организует для детей и взрослых социально значимую деятельность. Ему необходимо, в первую очередь, предотвратить возможные проблемы социализации личности. Для этого он должен вовремя выявлять и устранять причины, которые могут их породить, в том числе осуществляя профилактику негативных явлений различного рода. В связи с этим ему приходится осваивать различные социальные роли, которые он применяет с учетом характера рассматриваемой проблемы: как посредник он взаимодействует между личностью и социальными службами, как участник совместной деятельности - побуждает к действию и развитию самостоятельности, как духовный наставник и социальный терапевт – осуществляет социальный патронаж и помогает в разрешении конфликтов; при необходимости он также помогает реализовать правовую защиту.
Цель
Подготовка специалиста, компетенция которого соответствует действующим федеральным образовательным стандартам.
Задачи
- Изучить актуальные технологии работы в образовательных организациях;
- Ознакомиться с особенностями психологической и социальной работы;
- Изучить принципы оказания социально-психологической помощи.
Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки социального педагога-психолога
Профессиональная переподготовка социального педагога-психолога соответствует квалификационным требованиям и учитывает содержание образовательных стандартов высшего психолого-педагогического образования.
Содержание курса включает изучение основ общей и семейной психологии, педагогической психологии и социальной педагогики, регламентирующих деятельность нормативно-правовых актов, получение навыков проведения психотерапии и психокоррекции, диагностики отношений родителей с детьми, семейного консультирования, разбор типовых ошибок и решение возникающих проблем.